Газета "Действие" о музее

Продолжаем цикл рассказов о предприятиях авиационной промышленности РБ. Автор - корреспондент Республиканской газеты "Действие" Гульшат Курамшина, которая расскажет о старейшем музее среди предприятий - музее ОАО УАП "Гидравлика".

smi25

Казалось бы, кому нужен музей на режимном, как раньше говорили, заводе?! Чтобы попасть туда, надо написать письмо генеральному директору, заранее созвониться, получить у строгого охранника пропуск с тремя печатями. Так что желающим узнать историю Уфимского агрегатного предприятия «Гидравлика» нужно приложить немало усилий.

Производство на колесах

– Для кого ваш музей? – спросила я его куратора Игоря Макаренко. – Работников, имеющих свободный доступ на территорию завода, теперь вместо прежних 11 тысяч менее трёх тысяч. Кто же его посещает?

Игорь Андреевич удивился моему вопросу и ответил, что экскурсий проводится достаточно: и школьники, и студенты здесь частые гости. И новые молодые сотрудники обычно знакомятся с историей предприятия, на котором им предстоит трудиться.

Другое дело, что музей прежде был гораздо богаче. Но в 90-е руководство завода потребовало очистить помещения и «сослало» музей с его бесценными архивными документами и фотографиями – всего в 28 ящиках – на склады в Нижегородку. А там всё растащили, нет, отнюдь не любители истории, а мародеры, которым приглянулись деревянные щиты и прочее полезное в хозяйстве имущество.

В 2000-м музей вернули и по крупицам восстановили, и он теперь вполне достойно представляет историю предприятия.

А история «Гидравлики» начиналась во Ржеве в 1939 году – это был первый в советском авиапроме завод по изготовлению деталей для самолетных моторов. С началом войны завод сначала эвакуировали в Саратов, а в марте 1942-го его филиал прибыл в Уфу. Целый месяц 30 специалистов с 8 станками добирались до пункта назначения, бесконечно пропуская эшелоны, следующие на фронт. Жили в неотапливаемом вагоне, добывая пропитание, где придётся, при этом выпускали в походных условиях столь необходимые для авиации детали.

В Уфе сначала разместились в здании, где нынче Гостиный двор. Затем перебрались на улицу Володарского (её теперь нет – она осталась внутри разросшегося завода) и в одном из помещений типографии газеты «Красная Башкирия» начали работу.

В январе 1943 года Уфимский филиал Ржевского завода получил статус самостоятельного предприятия и стал именоваться заводом №85, выпускал три вида двигателей для самолетов и обеспечивал продукцией заводы Урала и Сибири.

7 апреля 1943 деятельность завода была признана правительством хорошей. Это было тогда высшей оценкой и приравнивалась к ордену.

Рабочие не в чести

Основа успехов – невиданный энтузиазм работников и инженеров, женщин и подростков, трудившихся наравне со взрослыми. Так, Явдат Асадуллин в свои 14 лет, как и многие его ровесники, чтобы доставать до станка, приставлял ящик. Газета «Красная Башкирия» в октябре 1943 года писала о стахановках завода, выполнивших по три нормы в месяц.

И в мирное время завод удерживал высокую планку. На стенде – лучшие из лучших работников, удостоенные государственных наград. Герой Социалистического

Труда токарь Газимулла Хайбуллин, директор завода Леонид Павлов, награждённый, как и ещё 8 работников, орденом Ленина. Десятки работников – кавалеры орденов и медалей за вклад в авиастроение.

– Сейчас люди труда забыты, – вздыхает Макаренко. – Вы посмотрите, кого награждают нынче: спортсменов, артистов, певцов. О них пишут, говорят по радио, показывают по телевидению. А те, кто в самых непростых экономических условиях продолжает укреплять мощь страны, не в чести.

А ведь есть кем гордиться, на кого равняться молодёжи. Возьмите только наши династии, которых ни много ни мало 39. Вот, к примеру, общий трудовой стаж Столяровых – Елистратовых, представьте себе – 520 лет.

Сейчас завод отправляет свою продукцию в 29 стран мира. Изделия предприятия востребованы в аэрокосмической технике, где требуется особая прочность и точность.

Напоминание потомкам

Главный смысл любого музея – напомнить потомкам, с чего всё начиналось. Рассказать не только об успехах, но и ошибках, чтобы их не повторять.

И есть надежда, что экспозиции музея будут расширяться, пополняться новыми экспонатами. Игорь Андреевич передаёт бразды правления «стажёру» Рустему Еникееву. Он здесь трудится много лет, начинал после авиаинститута мотористом, долгое время работал представителем завода по гарантийному обслуживанию изделий в Москве, объездил много стран, с которыми мы сотрудничали. Так что о заводе и его изделиях знает от и до. И память об истории родного предприятия ему дорога. 

А значит, музей будет жить.

Гульшат Курамшина