Сложноe время развитие не остановит

Предприятиям оборонки, и в первую очередь ее флагмана - авиастроения, не привыкать работать в режиме перегрузок. Любой экономический кризис сильнее всего сказывается именно на этой отрасли. Но кризис - время не только испытаний, но и новых возможностей. Об этом говорит сегодняшний опыт АО УАП “Гидравлика” холдинга “Технодинамика”.

Помимо разработки и выпуска гибких металлических и фторопластовых рукавов и компенсаторов, авиационных агрегатов, гидравлических, топливных, масляных и воздушных фильтров. Уфимскому агрегатному предприятию отведена ключевая роль интегратора в производстве вспомогательных силовых установок.

Главный резерв “Гидравлики” - освоение новых перспективных продуктов, главным образом в рамках Федеральной программы по импортозамещению. Сегодня предприятие активно включается в производство компонентов для нужд отечественного авиастроения, которые прежде закупались на Украине. По программе Минпрома России здесь осваивают производство 15 наименований изделий для воздушных судов и других объектов военного и двойного назначения, а также 11 наименований гидроагрегатов. Предполагаемый объем федерального финансирования - 116 миллионов рублей. В итоге в 2016-2017 годах “Гидравлика” увеличит объем производства на 10-20 процентов.

Согласно стратегии развития предприятия, к 2020 году запланировано утроение объемов производства. По словам генерального директора Николая Лютова, такой рост будет достигнут за счет производства новых силовых установок. Уже сейчас ведется подготовка производства воздушного стартера для вертолетного двигателя ВК-2500 взамен украинского аналога. “Руководство “Гидравлики” вышло с инициативой к руководству Объединенной двигателестроительной корпорации, завод прошел аудит и подтвердил, что способен на высокосерийное производство стартеров, - отмечает Николай Лютов. - А нужно их будет около 500 штук в год. Так что, образно говоря, стартер этот даст хороший старт для роста объемов предприятия, станет свежей струей в нашей номенклатуре”.

Сегодня холдинг “Технодинамика”, в состав которого входит уфимский завод, совместно с французскими партнерами осваивает выпуск двигателя на новейший вертолет Ка-62, первый экземпляр которого был продемонстрирован на выставке МАКС -2015. В производстве нового агрегата будет участвовать и “Гидpaвликa” Примерно в середине будущего года здесь получат документацию и начнут изготавливать опытные образцы, а на 2017 запланировано начало серийного производства.

- Самое главное, что новый двигатель - это инновационное изделие, - отмечает Николай Лютов. - Сегодня мы выпускаем вспомогательные двигатели конструкции 80-х годов, а на смену им придут новые, на современных сплавах и технологиях, подшипниках. Если сейчас мы производим двигатель, способный выдавать 20-28 тысяч оборотов, то новый будет рассчитан на 50 тысяч. Значит, требуется совсем другая технология, смазки, подшипники, насосы, система управления, сплавы. Так что совместная работа с иностранными партнерами явится новым словом для “Гидравлики”, даст толчок для перестройки многих процессов, перевооружению на всем предприятии.

Еще одна новинка - двигатель, который сейчас готовит Центр разработок “Технодинамики”, - ВСУ90/120. Это вспомогательная силовая. установка современного уровня из новейших материалов, которые значительно легче существующих. Новинка предназначена для современных самолетов, в частности - узкофюзеляжного пассажирского МС-21. Это тоже хорошая прибавка к объемам предприятия.

В рамках программы по импортозамещению в гражданской авиации у “Гидравлики” “хорошие виды” на флагман отечественного авиастроения “Суперджет”, для которого уфимцы могли бы изготавливать воздушные фильтры, вспомогательные силовые установки, гибкие трубопроводы.

Много импортных фильтров, трубопроводов стоит на самолетах Ту-204, Ту-214, на вертолете Ка-62. Все их тоже можно выпускать на “Гидравлике”. Вообще, на сегодня имеется более 50 изделий, которые предприятие готово производить для гражданских самолетов по программе импортозамещения.

Да, экономический кризис сказывается на ритме работы оборонки. Чуть ли не еженедельно дорожают материалы и комплектующие изделия, но завод продает свою продукцию по ранее установленным ценам. Чтобы выйти из сложной ситуации, на “Гидравлике” разработали и реализуют антикризисную программу, которая включает в себя снижение затрат на закупаемые материалы и комплектующие, снижение производственных издержек, сокращение накладных расходов и повышение производительности труда. И она уже дает свои результаты.

Но если в прежние годы во время кризиса приостанавливались федеральные программы, то сейчас начинает реализовываться программа Минпрома России по импортозамещению, в которую включена “Гидравлика”. Деньги уже выделены, оформляются документы. Для производства новых изделий будет закуплено 4 единицы высокопроизводительного оборудования и современные стенды. По другой программе, в которой участвует “Гидравлика”, предусматривается выделение ей 195 миллионов на испытательное оборудование под разработку фильтров, рукавов и повышение качества соответствующего оснащения завода. Произойдет существенное перевооружение испытательного центра.

Еще одна программа, где задействована “Гидравлика”, - по техперевооружению под новые двигатели. По ней предусмотрено выделение 1 миллиарда 122 миллионов рублей. В истории предприятия такого солидного транша еще не было. Словом, несмотря на экономические сложности в стране, поддержка предприятий оборонки налицо, а генеральная линия на импортозамещение поможет нивелировать спад производства предприятий отрасли, вызванный объективными трудностями из-за внешнего экономического давления.

Чтобы выпускать совершенно новые, востребованные рынком, уникальные изделия, нужно соответствующее оборудование и высочайшая квалификация персонала. Сегодня в соответствии с планом технического перевооружения АО УАП “Гидравлика” оснащается современными робототехническими комплексами и станками с ЧПУ. Работают на них молодые ребята, многие с высшим образованием: наладка сложного станка требует солидной теоретической подготовки. Современные технологии, которые приходят на смену привычным процессам, требуют и новых знаний. Поэтому молодежь, хорошо разбирающаяся в электронике, на “Гидравлике” в особой цене. И под новые объемы производства, освоение импортозамещающей продукции требуются именно такие специалисты.

На предприятии введена новая система премирования по результатам труда как всего коллектива, так и конкретных сотрудников. Это позволяет наиболее квалифицированным и дисциплинированным работникам зарабатывать больше. На сегодняшний день “Гидравлика” уверенно держит второе место в Уфе по уровню заработной платы среди авиационных предприятий.

Даже сегодня, когда положение, сложившееся в отрасли, легким назвать нельзя, на “Гидравлике” уверены: благодаря поддержке Правительства, концерна “Ростех” и АО “Технодинамика” предприятие в ближайшие годы сможет выйти на новые рубежи, а утроение объемов производства к 2020 году, предусмотренное стратегией развития “Гидравлики”, - задача выполнимая.

...У авиаторов, космонавтов есть понятие “полет нормальный”. Коллектив “Гидравлики” сегодня вышел на этот стабильный курс. Несмотря на “перегрузки”, он отчетливо видит перспективы развития предприятия, получающего помощь государства, и уверен, что стратегия поддержки оборонки, участие в программе импортозамещения поможет в ближайшие годы поднять отечественное авиастроение, всю авиационную промышленность на новую высоту.

Сергей ОСАДЧИЙ.