Газета "Вечерняя Уфа" 29 мая 2014 г.

Горды прошлым и уверены в будущем. Открытому акционерному обществу "Уфимское агрегатное предприятие "Гидравлика" исполняется 75 лет.

 1939-й и 2014-й годы... Между ними - огромная дистанция жизненного пути, напряженного труда, выполнения важных заданий, освоения десятков видов уникальной продукции. Начав свою историю как филиал эвакуированного в первые дни войны из Ржева завода, сегодня ОАО "УАП "Гидравлика", входящее в холдинг "Авиационное оборудование" Госкорпорации Ростех, - одно из ведущих отечественных предприятий по разработке и производству комплектующих изделий и агрегатов для авиации, а также ракетно-космической и оборонной техники.

"Гидравлика" - хорошо известный бренд, и не только в России, но и в ряде зарубежных стран, куда поставляется ее продукция. "Гидравлика" - это часть истории Уфы, она занимает свое особое место на промышленной карте столицы республики, входит в число самых крупных предприятий оборонки, прописавшихся в нашем городе. Издалека видны огромные буквы, складывающиеся в слово "Гидравлика", на главном ее корпусе. Так и работа известного предприятия всегда была на виду. Шло время, на смену друг другу приходили исторические этапы, менялись руководители завода, номенклатура изделий, но неизменным оставалось главное - стандарты качества продукции, высокая квалификация специалистов, четкая слаженная работа всех служб и подразделений.

Немного истории

...Начиналась славная биография "Гидравлики" в конце 30-х годов прошлого века, когда остро встал вопрос о создании крупных агрегатных заводов для авиационной промышленности. И 29 мая 1939 года Приказом Народного комиссариата авиационной промышленности было принято решение о создании в Ржеве первого в СССР завода уплотнительных материалов и прокладок. В приказе отмечалось: "Строительству Ржевского завода присвоить наименование "Строительство завода № 307 НКАП". Директору строящегося завода № 307 С.А.Глинкину по приемке в установленном порядке сдаваемых во временную эксплуатацию цехов завода № 307 переводить их на эксплуатационный баланс".

В ноябре 1939-го был введен главный корпус, и завод № 307 начал выпускать серийные изделия, а к июню 1940-го его продукция уже была известна по всей стране.

Началась война. По решению правительства заводское оборудование было демонтировано и отправлено в тыл. В июле 1941 года завод № 307 прибыл в Саратов, на территорию завода № 306 в качестве его филиала. В августе решили эвакуировать многие предприятия на восток, в их числе и завод № 307, которому предстояла передислокация в Уфу. В декабре 1941 года для завода № 307 выделяются складские и полуподвальные помещения Башсоюза на Верхнеторговой площади. В конце марта 1942-го в Уфу прибывает первый эшелон с работниками и оборудованием завода. В январе 1943 года по решению правительства филиал завода № 307 был реорганизован в самостоятельный государственный союзный завод № 85. Эту дату можно считать вторым рождением завода. Предприятие непрерывно наращивает объем выпуска продукции, укомплектовано почти 24 тысячи авиационных двигателей, которые выпускали заводы Уфы, Куйбышева, Казани, Перми... Кроме того, продукция шла непосредственно в действующие на фронте авиационные части.

В апреле 1944 года заводу были выделены помещения, принадлежащие типографии газеты "Октябрьский натиск". С этого момента обозначилась тенденция изменения профиля завода из штамповочно-прокладочного в агрегатный. С серийного выпуска масляного фильтра МФМ-25 началась новая эра в развитии и специализации предприятия на производство фильтров и изделий другого назначения.

А еще 1944 год ознаменовался последним переездом завода. В сентябре он целиком разместился в производственном корпусе бывшей республиканской газеты "Октябрьский натиск". Здесь было установлено 86 единиц технологического оборудования, численность работающих составляла 420 человек.

За 1945 и 1946 годы на предприятие поступило 150 единиц импортного оборудования и введено около 1500 квадратных метров производственных площадей. В мае 1946-го на завод пришла документация на изготовление новых изделий ТТР-1 и ФБТР-1. Начинается сборка фильтров МФМ-25 из деталей собственного изготовления. Налаживается выпуск первой гражданской продукции - керогазов.

В 1948-м началось производство первых гибких металлических трубопроводов - экранирующих шлангов из латуни, предназначенных для защиты бортовой сети от радиопомех. С выпуска первых промышленных партий латунных шлангов берет начало развитие одного из главных направлений в деятельности завода - уникальное производство металлорукавов.

В 1951-1960 годах начат выпуск топливно-масляных агрегатов для новых двигателей Уфимского моторостроительного завода. Реконструируется самый первый корпус предприятия (цех 1), построен корпус, где нынче располагается цех 5, начато строительство заводского клуба.

В 1956 году создается опытно- конструкторское бюро "Гидромеханика". Первый итог совместной работы ОКБ и завода - освоение производства фильтров для очистки авиационного топлива, затем - масляных и гидравлических фильтров. Завод совместно с ОКБ организует специальное производство гибких герметичных трубопроводов из нержавеющей стали.

Рубежным для предприятия стал 1965 год. Именно тогда, в середине 60-х, завод превратился в крупное предприятие агрегатостроения, которое решало сложные технические задачи. К примеру, здесь начали выпуск газотурбинных двигателей ТА6. Сформированы четыре основных направления; производство фильтров и агрегатов, металлорукавов, авиационных вспомогательных газотурбинных двигателей и изделий двигателя "Москвич-412".

В 1971-1980 годах продолжается реконструкция, расширяются производственные площади литейно-термического, гальванического и инструментального цехов. Следующие 10 лет - еще одна яркая страница в истории "Гидравлики". Именно в этот период осваивается весь ряд вспомогательных газотурбинных двигателей на все типы грузовых, пассажирских самолетов и крупнотоннажных вертолетов. Уфимское предприятие становится лидером в СССР по производству вспомогательных силовых установок. Осваивается и ставится на серийное производство вся гамма фильтров для авиационных и ракетно-космических, летательных аппаратов и систем.

Середина 80-х годов - расцвет отечественной оборонки, и "Гидравлика" также уверенно набирала высоту: в цехах появилось новое оборудование, станки с ЧПУ. Работать на предприятии считалось делом престижным, устроиться сюда было не так просто,. А "хитами" у потенциальных заводчан были профессии токаря, фрезеровщика. В отличие от появившихся через 10 лет коммерсантов, тогда, в 80-е, в почете были именно станочники, парни, которые умели не перепродавать товары, а вытачивать на станках сложные детали. Помимо морального удовлетворения от работы, они получали и достойную зарплату.

Время вносило свои коррективы, и в лихие 90-е "Гидравлика", как и вся оборонка, держала оборону. Как и на других предприятиях отрасли, здесь пошли по пути диверсификации, разработали и освоили ряд узлов для автомобильной и тракторной промышленности, начали серийную поставку комплектующих для "КамАЗа", "ВАЗа", "БелАЗа", "ГАЗа". Одновременно в рамках государственной программы развития гражданской авиации шла подготовка к серийному производству вспомогательных газотурбинных двигателей нового поколения. Самый сложный период пришлось пережить после кризиса 1998 года. К середине 1999-го на "Гидравлике" значительно снизились численность работников и загрузка производственных мощностей, росла задолженность по зарплате, прекратились налоговые отчисления. Во избежание банкротства предприятия было введено внешнее управление. В связи с положительной динамикой работы предприятия в 2002 году процедура внешнего управления была прекращена.

В 2011 году начинается новый важнейший этап в истории ОАО "УАП "Гидравлика" - оно входит в состав холдинга "Авиационное оборудование" Госкорпорации Ростех. Плоды перехода на новые рельсы видны уже сегодня: намечена стратегия развития предприятия до 2020 года, предусматривающая модернизацию и расширение спектра выпускаемой про¬дукции, идет перестройка производства. Чтобы реализовать эти планы, нужны инвестиции и в персонал. На "Гидравлике" всегда уделяли особое внимание молодежи, сегодня же привлечение и закрепление молодежи на предприятии считают одной из генеральных задач. Часто в цехах "Гидравлики" можно видеть уфимских старшеклассников. Их водят с экскурсиями по производству, в музей предприятия. Видели бы вы, как загораются глаза мальчишек, когда они наблюдают за работой современных станков, берут в руки только что выточенную сложную деталь. И с каждым годом ребят, решивших попробовать себя на производстве, становится все больше.

Не секрет, что зачастую учащимся профучилищ и вузов даже практику пройти сложно - многие предприятия отвечают отказом. На "Гидравлике" ребят принимают с распростертыми объятиями, предоставляя возможность прохождения полноценной производственной практики. Для этого ежегодно заключаются Договора о сотрудничестве с УГАТУ и ПУ-63. В итоге только в прошлом году получили специальность и повысили квалификации 114 молодых работников. На предприятии подставляют плечо всем юным новобранцам - здесь внедрено Положение о доплатах к заработной плате молодым специалистам в первые годы работы, им предоставляется возможность повышения квалификации, профессионального роста. На "Гидравлике" смело идут на омоложение коллектива, рассчитывая на перспективные кадры, О степени этого доверия свидетельствует и создание на предприятии при поддержке его руководства и профсоюзной организации Совета молодежи, а также комиссии по социальной защите молодежи при профкоме.

Понятно, сегодня молодые люди более прагматичны, чем их отцы и деды, - им нужны высокая зарплата, мотивация и социальные гарантии. На "Гидравлике" они смогут получить это, а потому охотно идут на завод, многие из них намерены связать свою жизнь с ним.

Особым показателем стабильности предприятия являются и семейные династии, в которых опыт и навыки передаются из поколения в поколение, от родителей к детям. На "Гидравлике" таких династий немало. Хорошо известны династии Ждановых- Рамазановых, Марининых, Герасимовых, Ивановых, Вуколовых-Сазоновых, Щеклеиных-Феоктистовых, Данилиных. А общий трудовой стаж Филиппенко-Катункиных - более 565 лет! Вот такая производственная наследственность, которой на "Гидравлике" очень дорожат.

На смену старому оборудованию приходит новое, но человеческий фактор остается. Коллектив завода живет не просто в период смены поколений, он вступает в новую эпоху развития и все лучшее из прошлого стремится взять с собой в будущее.А будущее у "Гидравлики" - перспективное. Сегодня на предприятии активно идет техническое перевооружение, цеха оснащаются современным высокопроизводительным оборудованием, робототехническими комплексами, станками с ЧПУ. Все это позволяет осваивать новые технологии при изготовлении деталей, снизить трудозатраты, энерго- и материалоемкость.

- Наша задача - поднять эффективность деятельности предприятия до уровня европейских двигателестроительных компаний: по производительности труда, по оснащенности оборудованием, по использованию современных технологических процессов, по уровню оплаты работников, - говорит генеральный директор ОАО "УАП "Гидравлика" Николай Лютов. - Все мероприятия будут подчинены одной цели - выполнить стратегические планы по развитию предприятия до 2020 года, утвержденные холдингом "Авиационное оборудование".

Позади у "Гидравлики" 75 лет созидания, свершений, впереди - новые ориентиры и новые славные строки в биографии.


Сергей ОСАДЧИЙ